Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Не опоздай !

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [0]
Библиотека капитанов [4]
Мемуары офицеров флота

Наш опрос
Вы поддерживаете увековечивание памяти Георгиевских Кавалеров ?
Всего ответов: 9769

Приди с миром !

Друзья сайта
  • Международная федерация по казачьим видам спорта
  • Российский Казачий Союз
  • ОСА-Объединенный Совет Атаманов
  • Завалинка Нижегородских казаков
  • Нижегородский войсковой казачий союз
  • Нижегородская окружная казачья община
  • Союз женщин казачек Нижегородской области
  • Союз Казаков Нижегородской области
  • Волжский окружной казачий Союз
  • Нижегородский отдел-исторический
  • Станица Воскресенская
  • Станица Городецкая
  • Застава Губернская
  • Нижегородцы герои 1 мировой войны

  • Главная » Статьи » Библиотека капитанов

    Никольский Б.В. Жизнь и смерть Николая Кулибина -продолжение 1
    Те, кто хоть немного знаком с историей Военно-морского флота России, знают, что практически все перечисленные офицеры оставили заметный след в военной истории России. Нижегородцам должны быть далеко не безразличны фамилии: Аверкиева, Городысского, Заева (его родной брат – выпускник Нижегородского кадетского корпуса, погиб в боях на полях Манджурии в1904 году); Поливанова, Шаховского… Не слишком ли много наших земляков для одного выпуска привилегированного Морского корпуса? Наверное – судьба? Та судьба, которая сначала была к ним благосклонна, собрав их вместе и породнив великим морским братством, затем крайне коварна и жестока – поставив по разные стороны баррикад, разделив их на «красных»,- Альтфатер, Егорьев, Кукель, Четверухин и «белых»,- Бабицын, Бескровный, Городысский, Додоров, Заев, Новопашенный, Пилкин, Поливанов Сергей, Шаховской, Шварц. Геркена, оставшегося в России, и не примкнувшего ни к тем и не к другим, чекисты расстреляли в Вологде в 1928году, капитаны 2 ранга Арбенев, Лахматов, Николаев-й бесследно исчезли в круговерти гражданской войны. 
    Определившись в нашем отношении ко всему выпуску Морского корпуса 1902 года, вернемся к военной судьбе Николая Кулибина. В 1903 году мичман Кулибин находился в заграничном плавании на судах эскадры Тихого океана. С началом обороны Порт-Артура, Николай Владимирович находился в числе защитников крепости, сначала, командую батареей 75-мм орудий, а затем ротой десанта на береговом фронте обороны крепости. За участие в боевых действиях награжден Орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», и орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. После падения Порт-Артура, в соответствии с условиями сдачи крепости японцам, дав формальную подписку «о неучастии в боевых действиях против Японии», убыл на родину. В кампанию 1905 года Николай Кулибин продолжил службу на крейсере 2 ранга «Вестник», входивший в отряд судов Морского корпуса. Командиром «Вестника» был капитан 2 ранга Ипполит Владимирович Студницкий, хороший моряк и душевный человек. Старшим офицером – капитан 2 ранга Гаврилов, георгиевский кавалер с «Корейца», артиллеристом – лейтенант Василий Владимирович Бойсман, сын командира броненосца «Пересвет» в Порт-Артуре, георгиевский кавалер. Штурманом – снова лейтенант В.К. Чернышев, он же старший корпусный офицер. Николай Кулибин был назначен на корабль вахтенным начальником. На таких же должностях на корабле служили мичман Штейн и лейтенант князь Мещерский (из Корпуса). С учетом больших потерь в корабельном составе, такое назначение можно было считать исключительной удачей. Трехлетняя служба на кораблях Сибирской флотилии, участие в боях в ходе обороны Порт-Артура, полученные награды – все это служило серьезным основанием для продолжения службы в Морском корпусе, либо на одном из балтийских кораблей. Война с Японией подходила к концу, встал вопрос о возвращении на Родину кораблей, интернированных в нейтральных портах; их экипажи нужно было усилить опытными офицерами знакомыми с Тихоокеанским морским театром. Из-за кратковременного пребывания в должности и по халатности штабных чиновников, период службы на «Вестнике» не был отражен в послужном списке Николая Кулибина. В ноябре 1905 году Николай Кулибин был назначен младшим минным офицером на крейсер «Диана», находившийся в это время, после интернирования, в Сайгоне. В составе экипажа крейсера в 1905- 1906 годах находился в заграничном плавании при переходе корабля на Балтику. 
    Возвратившись на Балтику, после кругосветного перехода на крейсере «Диана», теперь уже, лейтенант Николай Кулибин продолжает службу в качестве минного офицера на крейсере и старшего минного офицера эскадренного миноносца. По завершению работы Правительственной комиссии, анализировавшей итоги Русско-японской войны, Кулибин, как участник обороны Порт-Артура , 19 марта 1907 года награжден орденом Святой Анны 3 степени с мечами и бантом. В 1909 – 1910 годах Кулибин проходит полный курс обучения в Минном офицерском классе, получив квалификацию «минный офицер 1 разряда», направляется для службы на Дальний Восток. В 1910 году награжден Золотым знаком за окончание Морского корпуса. 
    На начало 1914 года старший лейтенант Кулибин – флагманский минер Сибирской флотилии, со штабом во Владивостоке. Флотилией командовал контр-адмирал Шульц Михаил Федорович. В состав флотилии входили: крейсера 1 ранга «Аскольд» и «Жемчуг»; Минная бригада, состоящая из 2-х дивизионов, в каждом из которых по 10 миноносцев; отряд Заградителей из 4-х кораблей 2-го ранга; отряда старых подводных лодок, постройки 1904-1905 годов, в количестве 7 единиц. 
    Я перечислил только корабельный состав Сибирской флотилии, чтобы читатель мог себе представить, насколько значимой и ответственной была должность офицера штаба и ведущего флагманского специалиста, старшего лейтенанта Николая Кулибина.
    Выстрел в далеком Сараево в австро-венгерского эрцгерцога Ф. Фердинанда грозным эхом долетел до самых отдаленных уголков мира. С началом боевых действий возникла необходимость противодействия союзников германским крейсерам на Тихом океане. 
    В Циндао базировалась эскадра под командованием адмирала Шпее в составе броненосных крейсеров «Шарнгорст» и «Гнейзенау», легких крейсеров «Эмден», «Нюрнберг», «Лейпциг». Кроме них в Атлантическом и Индийском океане находились легкие крейсера «Карлсруэ», «Дрезден», «Кенигсберг». Эти силы, а также переоборудованные из торговых судов вспомогательные крейсера представляли серьезную угрозу океанским коммуникациям союзников. Огромные пространства требовали значительного количества крейсеров для их охраны. Союзники обратились за помощью к русскому правительству. 
    28 июня 1914 года командующий Сибирской флотилией адмирал Шульц телеграфировал в Главный морской штаб в ответ на запрос о состоянии крейсеров, что механизмы у «Аскольда» и «Жемчуга» вполне исправны, ход первого 18-19, второго 19 узлов. «Совместные действия с подчинением английскому адмиралу считаю очень желательными» – заключил он. 
    Морской министр адмирал И.К. Григорович, хорошо представляя состояние этих судов и объективно оценивая международную остановку, категорически возражал против этого, но командующий Сибирской флотилии контр-адмирал М.Ф. фон Шульц получил личное разрешение императора на присоединение крейсеров «Аскольд» и «Жемчуг» к эскадре вице-адмирала Т.-М. Джеррама.
    Учитывая сложившиеся обстоятельства, крейсера «Жемчуг» и «Аскольд» необходимо было в экстренном порядке приготовить к боевой деятельности в составе Тихоокеанской эскадры союзников. Для того чтобы представить себе техническое состояние наших крейсеров на момент описываемых событий, имеет смысл познакомиться с воспоминаниями корабельного врача В.С. Кравченко, в составе первого экипажа принимавшего от промышленности в 1904 году, крейсер «Изумруд» аналогичный «Жемчугу». Крейсер вышел в тот знаменательный и трагический поход Второй Тихоокеанской эскадры с массой заводских дефектов и недоделок, грозящими поломками и авариями, с большими сложностями совершил кругосветный переход, участвовал в Цусимском сражении. Естественно, что последующие 10 лет эксплуатации в условиях Дальнего Востока, крейсера этого класса при отсутствии основательной ремонтной базы, боевой устойчивости и живучести не прибавили. Техническая комиссия, под председательством начальника штаба Сибирской флотилии капитана 1 ранга Лукина Виктора Захаровича, обследовавшая крейсер, отметила явную потребность капитального ремонта, который был заменен очередным «текущим» ремонтом силами ремонтных мастерских порта и личного состава… 
    Не лучше обстояли дела с формированием экипажа. Перед выходом в море было сменено 60% офицеров, в их числе командир и старший офицер крейсера. До сего момента командиром крейсера являлся капитан 2 ранга Иванов-13-й Константин Петрович. Это был боевой офицер, прошедший суровые испытания на броненосном крейсере «Рюрик», в ходе боевых действий Владивостокского отряда крейсеров с японским флотом. В ходе, героического боя крейсера с японскими крейсерами, являясь старшим артиллеристом, в порядке заместительства он был последним командиром крейсера перед его гибелью. За этот бой старший лейтенант Иванов 13-й был награжден орденом Святого Георгия 4 степени. В последствии он служил артиллерийским офицером на канонерской лодке «Донец», старшим офицером учебного судна «Хабаровск». Пройдя обучение на курсах подводного плавания, был в 1908-1910 годах заведующим отрядом подводных лодок Владивостокского порта. С 1910 по 1912 год был начальником дивизиона подводных лодок флота Тихого океана. Константин Петрович, по воспоминаниям его сослуживцев, особыми заслугами и талантами не выделялся, считая, что основная помеха его карьере кроется в злополучной приставке к фамилии «13-й». По-этому, «заведуя» в течение 4-х лет подводными лодками Тихоокеанского флота, Иванов крайне редко выходил на них в море. С 1912 по 1914 год капитан 2 ранга Иванов 13-й, вполне успешно, командовал легким крейсером «Жемчуг». По мысли же мудрого руководства флотилии, в связи с предстоящей боевой и международной миссией крейсера, мужиковатый, грубоватый и злоупотребляющий спиртным командир не годился для столь ответственной задачи. С учетом требований и пожеланий из Петербурга, на должность командира «Жемчуга» был назначен бывший командир минного заградителя «Шилка» капитан 2 ранга барон Черкасов. При этом назначении закрыли глаза на то, что, несмотря на солидный возраст, Черкасов не имел опыта боевого командования кораблем, не приняли во внимание и то, на старом месте службы у барона не сложились отношения с офицерами экипажа. 
    Буквально, накануне выхода корабля в море, по требованию барона Черкасова на крейсере произошла замена старшего офицера. На эту должность 30 июня 1914 года был назначен «высочайшим приказом» старший лейтенант Николай Кулибин. Этим же приказом, старший лейтенант Кулибин сдал дела и обязанности по должности флагманского минера флотилии старшему лейтенанту Воробьеву 2-му Борису Николаевичу. Кулибин и Воробьев хорошо знали друг друга по службе на кораблях Сибирской флотилии и по совместной учебе на Минных офицерских классах. После учебы на «классах» лейтенант Воробьев в течение года служил старшим офицером на эскадренном миноносце «Охотник», но уже с 1911 года продолжил службу в качестве минного офицера на крейсере «Громобой», крейсере «Рюрик» и крейсере «Богатырь». После перевода на Тихий океан, служил минером на минных заградителях «Уссури» и «Монгутай». В течение 1913-1914 гг. служил минером на легком крейсере «Аскольд». С этой должности Воробьев пришел на смену Кулибину в должности флагманского минера флотилии. 
    Я так подробно останавливаюсь на эпизоде смены командира и старшего офицера на крейсере «Жемчуг», чтобы читатель смог уяснить насколько предвзято и нелогичны были эти назначения и связанные с ними перемещения офицеров по службе. По всем объективным признакам, ни Иванов 13-й, ни, тем более барон Черкасов, были совсем не те фигуры, какие требовались для командования крейсером в столь непростой боевой обстановке. Назначение старшего офицера также было сделано без серьезного анализа кандидатур. Даже, если принять во внимание, что лейтенант Воробьев и «не задержался» в должности старшего офицера эскадренного миноносца, и то, по анализу его послужного списка, он был более подходящей кандидатурой к назначению на должность старшего офицера крейсера «Жемчуг». Но, к сожалению, свершилось то, что свершилось,- на уходящий в боевой океанский поход крейсер, в предпоходовой горячке, были назначены командир и старший офицер, не отвечающие требованиям текущего момента… Со старшим лейтенантом Воробьевым Кулибину еще раз придется встретиться, но об этом несколько позже… 
    Кстати, по трудно объяснимой традиции, перед выходом в море, и на «Аскольде» тоже был заменен командир. Только в отличие от «Жемчуга», на котором не ко двору пришелся капитан 1 ранга Иванов 13-й, на «Аскольд» вместо опытного и заслуженного командира, капитана 1 ранга Д.А. Свешникова назначили капитана 1 ранга С.А. Иванова-12-го. Такая чехарда с «Ивановыми» могла бы быть хорошим поводом для острых флотских шуток, если бы корабли не готовились к боевому походу и, возможно, к смертельному бою. 
    Те, кто знаком со спецификой корабельной службы, легко представляет себе сложности, с которыми с первого же дня столкнулся старший офицер крейсера Кулибин, назначенный на должность за месяц до выхода корабля в океан для выполнения боевых задач, для людей же непосвященных, кое-что прояснится по ходу событий…
    Крейсера стояли на швартовных бочках в бухте Золотой Рог, шла усиленная подготовка к боевому походу. С кораблей свозилось и сдавалось в порт имущество, положенное к сдаче по схеме мобилизации. Грузили уголь, продовольствие, запасы машинных материалов, принимали воду. В городе и в порту ходили разные слухи, но о точном назначении крейсеров команда могла только предполагать.
    Категория: Библиотека капитанов | Добавил: Marine (07.07.2013)
    Просмотров: 890 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Гость

    Гость

    Гость, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизируйтесь!


    От куда ты !

    Откуда ты !